08:50

Читаю

ахнула и акосела... (с)
Между делом продолжаю наслаждаться И.Ф. Анненским. Интересный человек открывается - в письмах, а в статьях... занимаюсь ловлей мыслей и интересных идей.) Например, в статье о Гончарове обнаружила развитие давней мысли о поэзии визуальной и аудиальной (в терминах А. - оптической и акустической). Не удержусь от цитирования:

Интенсивность зрительных впечатлений... доходила у него (Гончарова) до художественных галлюцинаций. Вот отчего описание преобладает у него над повествованием, материальный момент над отвлеченным, краски над звуками, типичность лиц над типичностью речей.
Я понимаю, отчего Гончарову и в голову никогда не приходила драматическая форма произведений.
Островский, наверное, был более акустииком, чем оптиком; типическое соединялось у него со словом - оттуда эти характеристики в разговорах. Оттуда эта смена явлений, живость действия, преобладающая над выпуклостью изображений...
Живет ли человек в своем творчестве больше зрительными или слуховыми впечатлениями, от этого, мне кажется, в значительной мере зависит характер его поэзии. Зрительные впечатления существенно отличаются от слуховых:
во-первых, они устойчивее; во-вторых, раздельнее и яснее; в-третьих, они занимают ум и теснее связаны с областью мысли, тогда как звуковые ближе к области аффектов и эмоций... (Гончаров и его Обломов)

Интересно, но, мне показалось, в прозе А. - явный акустик, а в поэзии - оптик.)





@темы: книги, поэзия, цитаты, люди и прочая нечисть

Комментарии
23.07.2012 в 11:55

Сплести для Вас иллюзию?
Кинестетиков и дигиталов проигнорировали. :) Кстати, первые среди поэтов/писателей художественного направления, наверное, есть, а вот вторые...
23.07.2012 в 16:22

Сердце оборотня проколото тремя мечами.
Хто таки дигиталы?
23.07.2012 в 16:59

Сплести для Вас иллюзию?
Волк Вел, четвертый тип, выделяется в основном нлп-шниками. Пишут, что "им информация становится доступной после анализа ее в собственных мыслях" (с) Если честно, я несколько не понимаю, почему дигитал не может быть аудиалом или визуалом, поскольку все-таки воспринимает он эту информацию через органы чувств, а не непосредственно мозгом. :) Уровни классификации выглядят разными. Но включила их, потому что, в целом, наверное, представляю, как должен быть написан текст дигитала-автора.
23.07.2012 в 17:02

ахнула и акосела... (с)
Волк Вел, Хто таки дигиталы? это логики.

Rexia, Кинестетиков и дигиталов проигнорировали. Вот мне кажется, что кинестетики ближе к визуалам стоят; но нужно посмотреть по текстам. Чтоб чистый тип, - даже не представлю.) Это как же писать надо, чтоб свербило и скребло? :smiletxt:
Ой, Гомер, наверное, кинестетик!
А дигиталы... Информацию-то они ж не умозрительно считывают, все одно какой-то канал преобладает, а?.. Или я куда-то не туда думаю?
23.07.2012 в 17:04

ахнула и акосела... (с)
Rexia, вот-вот! И я, и я, и я того же мнения)))) Критерии классификации разные

в целом, наверное, представляю, как должен быть написан текст дигитала-автора. как? расскажи!
23.07.2012 в 17:05

Сплести для Вас иллюзию?
vedm, Информацию-то они ж не умозрительно считывают, все одно какой-то канал преобладает, а?.. Или я куда-то не туда думаю? Вот и я о чем. Но в тексте разница будет, мне так кажется.
23.07.2012 в 17:12

ахнула и акосела... (с)
Rexia, Но в тексте разница будет, ну наверное... стиль суше, членение четче, конструкции жестче. И по содержанию - философия?! Или неееееет, не философия... Статья современного лингвиста! что-то такое я читала о прошлом годе)
23.07.2012 в 17:18

Сплести для Вас иллюзию?
vedm, четко связанные, жестко причинно-следственные параграфы, даже в эмотивном тексте. Якоря из главы в главу, некая цикличность, замкнутость, зеркальность участков текста, повторения. Наверняка будет персонаж-резонер, "прожевывающий" чужие поступки. Причем в такие моменты вестись повествование будет изнутри него, без его внешнего описания. Я, к стыду своему, забыла термин для такого явления. Насчет поэзии сказать трудно, я больше по прозе специализируюсь.

Это навскидку, если бы было время подумать, я бы наверняка еще наскребла.
23.07.2012 в 17:23

ахнула и акосела... (с)
Rexia, немецкое Просвещение... Вот такое оно вот, именно как ты описываешь... Тот же Готшед, к примеру)
23.07.2012 в 17:28

Сплести для Вас иллюзию?
vedm, вот видишь, сумели-таки их вычислить. :)
23.07.2012 в 17:30

ахнула и акосела... (с)
Rexia, а текст кинестетика каков? художественный, конечно
23.07.2012 в 17:35

Сплести для Вас иллюзию?
vedm, поток сознания? Мне кажется, кинестетика возможно определить чисто по содержанию. Но надо подумать.

Извини, я пока откланяюсь, но мозгами пораскину, вопрос интересный.
23.07.2012 в 18:02

ахнула и акосела... (с)
Rexia, поток сознания? нет, поток сознания не может быть признаком логика... Это явление иррациональное слишком, слишком на грани...

кинестетика возможно определить чисто по содержанию. Это ясно, а по форме? По стилю точнее... Я тож подумаю. И правда интересно.
23.07.2012 в 20:49

Сплести для Вас иллюзию?
vedm, нет, поток сознания не может быть признаком логика...Кинестетик же не обязан быть логистом.

Мне вот промежуточно пришло в голову, что у кинестетика должны быть междометия, в том числе и необычные. И, возможно, частая смена темпа повествования.

UPD. Вот написала и сама себя насмешила. Вспомнила Лема, "Футурологический конгресс" и рекламу фирмы, занимающейся удовлетворением агрессивных фантазий клиентов по отношению к ближнему и дальнему своему:

"В «Геральд» одну полосу неизменно занимает «Прокрустикс инк.». Я обратил на это внимание, когда познакомился с Симингтоном. Реклама на всю страницу, причем сначала появляется огромная надпись «ПРОКРУСТИКС», потом — отдельные слоги и слова: «НУ?.. НУ!!! Смелей же! ЭХ! ЭЙ! УХ! ЫХ! О-о-о, именно ТАК. А-А-А-аааа…» И все."
23.07.2012 в 21:19

ахнула и акосела... (с)
Rexia, :lol: :lol:

Я не поняла, что ты уже про кинестетика.) Вот идеи кинестетиков: Шмелев, пожалуй, Набоков. Критерий: воспоминания, т.е. какой канал задействуется при этом, и к какому каналу восприятия обращается.
23.07.2012 в 21:34

Сплести для Вас иллюзию?
vedm, Критерий: воспоминания, Вот я хотела написать про так называемые флэшбеки в тексте, но потом засомневалась. Они с таким же успехом могут быть и у визуалистов, и у аудиалистов. Просто триггеры разные - знакомый звук, картинка...
24.07.2012 в 01:37

Сердце оборотня проколото тремя мечами.
Хм, а нафиг смешивать способы восприятия со способами мышления?
24.07.2012 в 08:17

ахнула и акосела... (с)
Rexia, Они с таким же успехом могут быть и у визуалистов, и у аудиалистов ага. Но опять же - каждый при воспоминании задействует свой ведущий канал. И лексика различается, в общем и целом можно же маркеры найти.
24.07.2012 в 10:31

Сплести для Вас иллюзию?
vedm, ну, с лексикой как раз проще простого, это самый очевидный уровень.

Я вот подумала, а не кинестетик ли Гоголь. Вкусовые описания можно считать за тактильность? К тому же, много внимания уделено всяким текстурам, чистоте-грязи. Не беспримесный, конечно, с визуальным уклоном.
24.07.2012 в 10:41

ахнула и акосела... (с)
Rexia, Вкусовые описания можно считать за тактильность? так это ж они и есть, кроме прочих.

Я вот подумала, а не кинестетик ли Гоголь... Не беспримесный, конечно, с визуальным уклоном. глянула сейчас "Страшную месть" - ведущий визуальный, мне кажется. Вот, например, навскидку:

...от дыму слепнут очи. Всё перемешалось. Но козак чует, где друг, где недруг; прошумит ли пуля — валится лихой седок с коня; свистнет сабля — катится по земле голова, бормоча языком несвязные речи. Но виден в толпе красный верх козацкой шапки пана Данила; мечется в глаза золотой пояс на синем жупане; вихрем вьется грива вороного коня. Как птица, мелькает он там и там; покрикивает и машет дамасской саблей, и рубит с правого и левого плеча. Руби, козак! гуляй, козак! тешь молодецкое сердце; но не заглядывайся на золотые сбруи и жупаны: топчи под ноги золото и каменья! Коли, козак! гуляй, козак! но оглянись назад: нечестивые ляхи зажигают уже хаты и угоняют напуганный скот
24.07.2012 в 10:54

Сплести для Вас иллюзию?
vedm, у Азимова предостаточно тактильных моментов. И много внимания уделено жестам. Даже визуальные ощущения очень часто воспринимаются с точки зрения того, как они влияют на физическое состояние персонажей.

Тоже, конечно, чистым кинестетиком его не назовешь, но я начинаю думать, что в литературе таких мы не раскопаем.
24.07.2012 в 11:15

ахнула и акосела... (с)
Rexia, слушай, а звукопись в поэзии - она ж задействует не только слуховое восприятие, но и телесное, нет?.. Впрочем, это не о том, не об авторе, а о реципиенте.

Давно не перечитывала Азимова.( Если так, то он, очевидно, кинестетик. Хотя вот прочитала, что большинство из них - женщины)))

Думаешь, чистых оптиков/акустиков можно откопать? По-моему, чистый тип редок. А в восприятии художественного произведения накладывается еще и тип принимающей стороны - чтение как сцеживание)
24.07.2012 в 11:21

ахнула и акосела... (с)
Rexia, о, в продолжение разговора: открыла книжку, а там сценка в духе "просыпание дигитала":

Я проснулся утром и сразу подумал, что заболел. Дальше можно и не читать, и так все ясно) (Гришковец Е. Рубашка)
24.07.2012 в 11:35

Сплести для Вас иллюзию?
vedm, оптиков, думаю, можно.

Принимающая сторона может и бросить, если каналы не совпадут. :)

Я проснулся утром и сразу подумал, что заболел. Хмурое утро. ;)
24.07.2012 в 11:37

Сплести для Вас иллюзию?
слушай, а звукопись в поэзии - она ж задействует не только слуховое восприятие, но и телесное, нет?. Это уже к нашей беседе о сознательных/несознательных манипуляциях, наверное.
24.07.2012 в 11:46

ахнула и акосела... (с)
Rexia, Это уже к нашей беседе о сознательных/несознательных манипуляциях, наверное. да, наверное))) Но искать тот пост отчего-то лениво)
Мне просто на ум Бальмонт пришел: шикарная звукопись, но она не ушами воспринимается - его вслух читать, по-моему, сложно, не знаю, впрочем, не пробовала. Но вот она как раз цепляет душу (в той же статье про кинестетиков сказано: когда женщина говорит о душе, она подразумевает тело :-D)

О Гришковце: кто бы он ни был (в контексте темы разговора :smiletxt: ), он раздражает( Он точно дигитал. У него воспоминание рождается из собственных мыслей: подумал и вспомнил!
24.07.2012 в 11:56

Сплести для Вас иллюзию?
vedm, подумал и вспомнил! мы с мозгом посовещались...

шикарная звукопись, но она не ушами воспринимается - его вслух читать, по-моему, сложно, С Каммингсом та же история. На слух в конце-концов путаешься, особенно учитывая, что он специально делал упор на знаки препинания.
24.07.2012 в 12:11

ахнула и акосела... (с)
Rexia, С Каммингсом та же история. он леттрист? или что-то подобное... Похоже, для него был важен рисунок стиха, рисунок знаков точнее, а не звучание...
24.07.2012 в 17:11

Сплести для Вас иллюзию?
vedm, ты знаешь, он сам по себе, как Дали. :) Некое явление. Любил язык, любил в него играть.
24.07.2012 в 17:18

ахнула и акосела... (с)
Rexia, я не читала( И даже не слышала, честно говоря...

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии