ахнула и акосела... (с)
М.Е. Сергеенко. О блаженном Августине // Бл. Августин. Исповедь. СПб., 2013 (ЛП). С. 247-274.
... И правда, за словами - не абстракция, а живой человек, причем очень хороший человек.
.... Латинский язык африканских авторов приобрел своеобразную, свою, окраску; он перегружен всякими ухищрениями ораторского искусства, цветист, ярок, и порой утомителен; африканское христианство напряжено и взволновано, христианам Африки нужно общение с потусторонним миром, и они приводят себя в экстатическое состояние опьянением и танцами... у них все через меру, все через край... Африканец целиком отдается тому, что его захватило, будет ли это искание истины или "любовь любви"... Покой и равновесие не для этих сердец; они всегда в напряжении, в борьбе... "Древний хаос" неизменно "шевелится" в африканской душе, и Августину удалось обуздать его только годами суровой монашеской дисциплины и строгим сознанием своей ответственности за тысячи и тысячи душ... (249-250)
Причина, почему Августин написал "Исповедь", указана ее названием: слово confessio имеет два значения: 1) покаяние, исповедание грехов и 2) благодарность. Августин каялся и благодарил; скорбь о своей греховности и человеческой немощности вообще, благодарность Богу за то, что Он извлек его из "такой бездны", чувство непосредственной связи с Ним и сознание Его постоянного руководства... - все это переполняло его душу, требовало излиться в словах... (262)
... В исповеди соединились две особенности, казалось бы, исключающие одна другую: ярчайшая индивидуальность автора и поразительная всеобщность его произведения. Написанная в постоянном соприкосновении двух планов, временного и вечного, "Исповедь" победила время... Тысячи тысяч людей за "печатными строками" этой книги читали "другие строки" - повесть о своей жизни, своих исканиях и потерях... (264)
... Сказать об "Исповеди", что это "занимательное чтение", - кощунство. Это - печальная и строгая книга. Она требует сосредоточенной мысли, она рассказывает человеку, как он "нищ и беден", заставляет его пройти по запутанным и кривым путям жизненного странствия. Сколько людей плакало над этой книгой... и скольких она утешила, благословением гения даруя тот катарсис, который, по словам Аристотеля, есть цель трагедии... (267)
... Кода-то в золотые дни Кассациака Августин обратился к своим ученикам, по-детски между собой повздорившим, с рыдающим воплем: "будьте добрыми" (De ord. I, 10). Он сам был добр чудесной человеческой добротой, которая спешит помочь в нужде, отереть чужие слезы, встать на защит слабого и обиженного. Каждый может прийти к нему за советом и помощью... (272)
... у него искали совета и утешения. Утешать он умел и сам шел навстречу горю... Трогательно его письмо к Флорентине, молоденькой девушке, которая прилежно читает Писание, не все понимает и хотела бы попросить у него объяснений, но стесняется писать сама и просит мать, чтобы она написала Блаженному Августину. Старый епископ, заваленный делами..., признанный духовный глава всей Западной Церкви, отвечает девочке, что он постарается помочь ей, но она должна написать ему о всех своих затруднениях. Пусть только не думает, что он все знает, он сам учится с теми, кого учит; если она спросит его о том, чего он не знает, он будет молиться, чтобы Бог научил его, как отвечать, или, к кому обратиться, кто мог бы наставить их обоих (ep. 266)... (273)
В 429 г. вандалы переправились в Африку: Гонорат, епископ Тиавы, спрашивает Блаженного Августина, не лучше ли священнослужителям бежать и не быть свидетелями тех страшных сцен, которое, конечно, следует ожидать. (он) ответил, что во время опасности, грозящей всем, пастырь не имеет права оставлять свое стадо... Он не оставил свою паству и умер 76 лет (в 430 г.) в Гиппоне, осажденном вандалами. В последней молитве своей он просил пощадить город, а если это неугодно Богу, то даровать людям мужество и силу это бедствие перенести. (274)
... И правда, за словами - не абстракция, а живой человек, причем очень хороший человек.
.... Латинский язык африканских авторов приобрел своеобразную, свою, окраску; он перегружен всякими ухищрениями ораторского искусства, цветист, ярок, и порой утомителен; африканское христианство напряжено и взволновано, христианам Африки нужно общение с потусторонним миром, и они приводят себя в экстатическое состояние опьянением и танцами... у них все через меру, все через край... Африканец целиком отдается тому, что его захватило, будет ли это искание истины или "любовь любви"... Покой и равновесие не для этих сердец; они всегда в напряжении, в борьбе... "Древний хаос" неизменно "шевелится" в африканской душе, и Августину удалось обуздать его только годами суровой монашеской дисциплины и строгим сознанием своей ответственности за тысячи и тысячи душ... (249-250)
Причина, почему Августин написал "Исповедь", указана ее названием: слово confessio имеет два значения: 1) покаяние, исповедание грехов и 2) благодарность. Августин каялся и благодарил; скорбь о своей греховности и человеческой немощности вообще, благодарность Богу за то, что Он извлек его из "такой бездны", чувство непосредственной связи с Ним и сознание Его постоянного руководства... - все это переполняло его душу, требовало излиться в словах... (262)
... В исповеди соединились две особенности, казалось бы, исключающие одна другую: ярчайшая индивидуальность автора и поразительная всеобщность его произведения. Написанная в постоянном соприкосновении двух планов, временного и вечного, "Исповедь" победила время... Тысячи тысяч людей за "печатными строками" этой книги читали "другие строки" - повесть о своей жизни, своих исканиях и потерях... (264)
... Сказать об "Исповеди", что это "занимательное чтение", - кощунство. Это - печальная и строгая книга. Она требует сосредоточенной мысли, она рассказывает человеку, как он "нищ и беден", заставляет его пройти по запутанным и кривым путям жизненного странствия. Сколько людей плакало над этой книгой... и скольких она утешила, благословением гения даруя тот катарсис, который, по словам Аристотеля, есть цель трагедии... (267)
... Кода-то в золотые дни Кассациака Августин обратился к своим ученикам, по-детски между собой повздорившим, с рыдающим воплем: "будьте добрыми" (De ord. I, 10). Он сам был добр чудесной человеческой добротой, которая спешит помочь в нужде, отереть чужие слезы, встать на защит слабого и обиженного. Каждый может прийти к нему за советом и помощью... (272)
... у него искали совета и утешения. Утешать он умел и сам шел навстречу горю... Трогательно его письмо к Флорентине, молоденькой девушке, которая прилежно читает Писание, не все понимает и хотела бы попросить у него объяснений, но стесняется писать сама и просит мать, чтобы она написала Блаженному Августину. Старый епископ, заваленный делами..., признанный духовный глава всей Западной Церкви, отвечает девочке, что он постарается помочь ей, но она должна написать ему о всех своих затруднениях. Пусть только не думает, что он все знает, он сам учится с теми, кого учит; если она спросит его о том, чего он не знает, он будет молиться, чтобы Бог научил его, как отвечать, или, к кому обратиться, кто мог бы наставить их обоих (ep. 266)... (273)
В 429 г. вандалы переправились в Африку: Гонорат, епископ Тиавы, спрашивает Блаженного Августина, не лучше ли священнослужителям бежать и не быть свидетелями тех страшных сцен, которое, конечно, следует ожидать. (он) ответил, что во время опасности, грозящей всем, пастырь не имеет права оставлять свое стадо... Он не оставил свою паству и умер 76 лет (в 430 г.) в Гиппоне, осажденном вандалами. В последней молитве своей он просил пощадить город, а если это неугодно Богу, то даровать людям мужество и силу это бедствие перенести. (274)