Дочитала О. Памука. Это мое с ним знакомство, первая встреча. Не могу сказать, что это мой автор, но он завораживает. В хитросплетении отдельных лоскутков повествования - тайна. Даже такие мельчайшие подробности, как дервиши среди предков одного из художников, - всплывают и становятся черточками в полноценном полотне, в котором переплетаются Восток и Запад, традиция и стиль. И все же это не европейский текст: все в нем изображено вне перспективы, словно quot;увиденное глазами Аллаха" - и вне времени. Умение останавливать время было свойственно гератским мастерам миниатюры; возможно, именно перспектива его и уничтожила.Помнить - это знать увиденное. Знать - это помнить увиденное. Видеть - это знать, не вспоминая. Получается, что рисовать - это значит вспоминать тьму...
читать дальше...Аллах создавал мир так, чтобы сначала его можно было видеть. А потом дал нам слова, чтобы мы могли поделиться увиденным, но мы из этих слов сделали истории и считали, что рисунок существует как дополнение к этим историям. Хотя на самом деле рисовать - это значит искать Аллаха и видеть вселенную такой, какой видел он...
[европейцы] человека рисуют не таким, каким видит его ум, а таким, каким его видит глаз...
... все что делается в этом мире на протяжении веков, погибнет от пожаров, червей, невнимания...
...Идти по этой площади, которую я часто рисовал, было все равно, что идти по собственному рисунку. Если бы мы шли по европейскому рисунку, то, повернув на улицу, мы вышли бы из рамки и из рисунка; если мы - в рисунке мастеров Герата, мы прибудем в место, назначенное нам Аллахом; ну а если мы в китайском рисунке, мы не сумеем выйти за его пределы,потому что китайский рисунок идет вдаль, никогда не кончаясь.
Если особенность исходит не из отсутствия таланта, а из глубины души художника, это уже манера.
Шайтан - это тот, кто говорит "я", это тот, у кого есть свой стиль, кто разделяет Восток и Запад...
Разве человек настолько уж важное создание, что надо рисовать его во всех мелочах, вплоть до тени?..
Важно не содержание, а форма мысли; важно не что рисует художник, а как он рисует.
... в нашем рисунке смысл идет впереди образа.
... стиль - это не то, что художник сам сознательно выбирает, это - скрытый изъян, выявляющий прошлое художника, его забытые воспоминания...
... ставить подписи, чтобы скрыть отсутствие ... личности.
... память слепых обнажает безжалостность жизни, но убивает ее живость.