ахнула и акосела... (с)
Нашла несколько забавных анектодов про С.И. Соболевского и его ученика С.И. Радцига:

- Сергей Иванович, Вы так хорошо знаете древнюю литературу, а как Вы к современной относитесь? - спрашивают у Соболевского уже после войны, имея в виду, конечно, советскую.
- Прочитал недавно "Анну Каренину" - ну, ничего, неплохо написано...

На классическом отделении МГУ устроили очередной аспирантский экзамен. С.И.Радциг и А.Н.Попов пригласили 90-летнего Сергея Ивановича Соболевского. Отвечает аспирантка; ей задают вопрос: как будет пассивный аорист такого-то лица такого-то числа от такого-то неправильного глагола. Юная девушка молчит, но задумался и Сергей Иванович. И вот, когда присутствующие решили, что старик, должно быть, совсем сдал – не может сразу вспомнить ответ на такой простой вопрос, – Соболевский изрекает: «Зачем вы мучаете барышню? Эта форма очень редка. Она встречается во всей греческой литературе лишь дважды – там-то и там-то!»

Некая диссертантка, имя которой забыто, защитила диссертацию по истории искусства, о том, как фронтоны перестали украшать скульптурой. Из хвалебного выступления Радцига на защите:
- И вот все смотрели на этот фронтон и ничего не видели, а Мария Васильевна посмотрела и увидела, что там ничего нет!

Остальное - там немного, к сожалению( - по ссылке: librarius.narod.ru/personae/sisob2.htm

@темы: цитаты, люди и прочая нечисть, радости жизни, acta diurna

Комментарии
01.05.2012 в 11:55

Совы не то, чем они кажутся.
Замечательно!:lol: А история с Анной Карениной мне напомнила школу в Кармартене. У них там ведь Овидий летал из окон, как легкомысленное чтение? Я не путаю?
01.05.2012 в 13:04

ахнула и акосела... (с)
Массандра, ага, только Катулл летал, по-моему. Ибо Орбилию сильно досаждал, когда учеником его был.) А Соболевскому Соловьев так и не сдал экзамен по греческому... :-D
Я рада, что понравилось. Классики - они такие классики)
01.05.2012 в 17:15

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Великолепно! Анна Каренина, это, разумеется, неплохо, неплохо, Но вопрос «Зачем вы мучаете барышню? Эта форма очень редка. Она встречается во всей греческой литературе лишь дважды – там-то и там-то!» более актуален. И в самом деле - если уж древними языками мучить, то хоть в распространенных формах!
Жаль, что по ссылке так мало прекрасного...
01.05.2012 в 20:42

ахнула и акосела... (с)
Дейдре, для классика вопрос "зачем вы мучаете барышню?" более чем актуален. Особенно для настоящего, старой школы. Как и для настоящего философа, той же старой школы.) Они всегда с такой радостью реагируют, когда кто-то что-то еще и вякает!..
Жаль, что по ссылке так мало прекрасного... ты посмотрела воспоминания Гаспарова о Соболевском? Правда ведь, прелесть?) Еще можно поискать где-нить в сети воспоминания В.Н. Ярхо. Тоже здорово, читала в свое время с наслаждением.

если уж древними языками мучить, то хоть в распространенных формах! это в каких?)
01.05.2012 в 23:54

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
vedm, если уж древними языками мучить, то хоть в распространенных формах! это в каких?) которые встречались чаще, чем пару раз:) Мне это напоминает столкновение нос к носу с одним словом из французского языка, имевшим, как это бывает в языках, несколько значений. Так вот, преподаватель была дамой строгой и требовала, чтобы мы знали все слова, встретившиеся в тексте, потому к каждому уроку прилагались списки лексики. Так уж вышло, что одно из этих слов я запомнила на много лет в значении "заниматься любовью". Маленькая была и до-олго соображала что же это значит. Каким же было мое изумление, когда спустя n лет мне это слово встретилось снова и я его на всякий случай проверила по словарю. Значение "заниматься любовью" как раз было устаревшим, из тех, что встречается во всей греческой литературе лишь дважды. А основное значение этого глагола было проклинать. Это была ВСТРЕЧА и полноценный когнитивный диссонанс:) Пример не единственный - из древнерусского что-то похожее попадалось как раз недавно.
Это, конечно, был пример из семантики, но по-моему похоже на как будет пассивный аорист такого-то лица такого-то числа от такого-то неправильного глагола. Или тебе так не кажется?
02.05.2012 в 08:06

ахнула и акосела... (с)
Дейдре, :) Забавный случай.) Я вот сейчас читаю на досуге латинско-русский словарь Дворецкого - и, прав Сергей Иваныч, - много неожиданностей, вызывающих подобный твоему когнитивный диссонанс. Проще говоря, когда видишь слово, у которого последнее значение прямо противоположно первому, становится .... тепло на сердце)
А по существу - мне кажется, что разница в целях, с которыми ты изучаешь язык (аспирант-классик вообще от нормальных людей отличается сильно). И, конечно же, в преподавателях: те, кто помоложе (до 70ти примерно :laugh:), всегда мучают несчастных барышень и вьюношей. Да и не думается, что они, в отличие от многоуважаемого Соболевского, знали, что эта форма встречается в литературе всего дважды: в таблицах есть - знать будьте добреньки!))
Да и, в конце концов, занятия древними языками мучением становится, лишь когда является будущей профессией. А так - это прекрасная гимнастика для мозгов, бодрит, приводит в благостное расположение духа, расширяет кругозор и пр. Ты ж согласна со мной? ;-)
02.05.2012 в 17:16

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
vedm, Да и, в конце концов, занятия древними языками мучением становится, лишь когда является будущей профессией. А так - это прекрасная гимнастика для мозгов, бодрит, приводит в благостное расположение духа, расширяет кругозор и пр. Ты ж согласна со мной? полностью! :) Хотя, мои однокурсники не согласились бы - древние языки доставляли огромное количество неудобств, причем не только разгильдяям, но и тем, у кого не возникло искреннего желания покопаться в теме. С греческим и латынью все было довольно просто (наверное, особенно не драли-можете текст перевести - и леший с вами. Не помню - у меня на тот период пришлась академическая разница и греческий я учила самостоятельно, параллельно с болгарским и еще 15ю предметами. В общем, особенно не обращала внимания на то как и что преподавали), а вот древнерусский народ в среднем раз по 5 пересдавал.
И на счет словарей согласна - даже толковый словарь русского языка бывает презанимательнейшим чтивом!
02.05.2012 в 17:30

ахнула и акосела... (с)
:friend:

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail