понедельник, 01 декабря 2014
чем-то молодой Кушнер пхож на Л. Быкова)Сборничек статей и стихов (стихи - курсивом):"Ребяческое удовольствие слышать стихи мои в театре" (1971) - прекрасная статья о "Горе от ума", ее лирическом ядре
Вместо статьи о Вяземском
Я написать о Вяземском хотел,
Как мрачно исподлобья он глядел,
Точнее, о его последнем цикле.
Он жить устал, он прозябать хотел.
Друзья уснули, он осиротел:
те умерли вдали, а те погибли.
С утра надев свой клетчатый халат,
Сидел он в кресле, рифмы невпопад
Дразнить его под занавес являлись.
Он видел: смерть откладывает срок.
Вздыхал над ним злопамятливый бог,
И музы, приходя, его боялись.
Я написать о Вяземском хотел,
О том, как в старом кресле он сидел,
Без сил, задув свечу, на пару с нею.
Какие тени в складках залегли,
Каким поэтом мы пренебрегли,
Забыв его, но чувствую: мрачнею.
В стихах своих он сам к себе жесток,
Сочувствия не ищет, как листок,
Что корчится под снегом, леденея.
Я написать о Вяземском хотел,
Еще не начал, тут же охладел,
Не к Вяземскому, а к самой затее.
Он сам себе забвенье предсказал,
И кажется, что зла себе желал
И медленно сживал себя со свету
В такую тьму, где слова не прочесть.
И шепчет мне: оставим все как есть.
Оставим все как есть: как будто нету.
(1970)О Некрасове (1971)
27: (о бессмертии настоящей поэзии) ... поэзия Н. ощущается нами как живое, насущное явление. Причин для этого много. И м.б., главная - высота нравственного примера. Темы, как бы значительны они ни были, устаревают, отменяются. Но нравственные критерии, и, прежде всего сострадание к чужим несчастьям, - остаются...
"Слово "нервный" сравнительно поздно..." (1976)Книга стихов (1974)
Два Пушкина (1975)
Стиховая ткань (1979)
80: Стиховая ткань. Есть поэтические системы, в которых она на две трети соткана из готовых устойчивых поэтических формул, переходящих из стихотворения в стихотворение и от поэта к поэту... [где] особенно выжны ритмико-синтаксические и смысловые сдвиги...Перекличка (1979)
- потрясающая статья о "перекрестном опылении" в поэзии
"За что? За ночь, за яркий по контрасту..." (1981)
На краю восьмидесятых (ответ на вопросы альманаха "Поэзия") (1980)
117: Уровень версификации ... поднялся по сравнению с прешествующими десятилетиями. Простодушные плохие стихи сменились изощренными плохими стихами...
... Есть замечательный судья поэзии - время... Поскольку закон искажения подлинного масштаба поэта при его жизни почти неизбежен, уверен, что и сегодня мы не замечаем многого из того, что будет очевидно для наших потомков. При этом наверняка им будут известны имена,
118:
о которых мы в лучшем случае имеем лишь смутное представление...
"Кто ж хочет, чтоб его воспитывали? Серый..." (1985)
На пути к Блоку (1980)
124: (не вполне достоверный отзыв Блока о стихах Ахматовой, дошел в передаче Е.Ю. Кузьминой-Караваевой): "Она пишет стихи как бы перед мужчиной, а надо писать как бы перед богом" (по: Максимов Д. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1975. С. 515).
129:
Поэтам, обходящимся без лирического героя или редко прибегающим к нему, удается сохранить больше творческих, нервных и физических сил. Не то что они не вкладывают себя в свои стихи, но их отношения с миром более гармоничны, им свойственен объективный взгляд на вещи и значительная душевная прочность. Несмотря на невзгоды, а то и трагические обстоятельства жизни, им, как правило, дано долголетие: Державин, Жуковский, Тютчев, Фет, Ахматова, Пастернак, Заболоцкий... М.б., и Пушкин, не погибни он на дуэли. Поэты этого склада, влюбленные в мир и сохраняющие к нему объективное отношение, при все своем глубочайшем проникновении в жизни, не теряют особой, чувственной влюбленности
130: в прелестную, матерьяльную жизненную поверхность... Здесь они смыкаются с великими живописцами...
... Дургое дело - поэты, заполняющие собой каждое свое стиховторение. Маяковский, Цветаева, Есенин...
132: ... редчайший случай использования чужого текста - процитирована рифма...
133-134:
как часто приходится слушать рассуждения о судьбе поэта. Некоторые носятся со своей судьбой так, словно в ней заключен главный смысл жизни и поэзии... Между тем сегодняшняя жизнь проходит мимо их сознания. Соблазн ощущения собственного избранничества, своей исключительности - вечный соблазн, подстерегающий поэта... [он] продолжает калечить и разрушать жизнь, разъедать поэтический дар и оригинальность, толкая поэта к прямой пошлости. А судьба между тем в ее современном варианте не выделяет поэта в массе его современнников, накрывает всех одинаково...Стихи и письма (о Тютчеве) (1981) - очень тонкая, человеческая статья о Тютчеве
"Вот счастье - с тобой говорить, говорить, говорить!.." (1984)
Интонационная нервозность (об Анненском) (1981)
"Размашистый совхоз Темрюкского района..." (1986)
"И чем случайней, тем вернее..." (1981)
177: Пастернак не виноват, вина твоя, ты забыл, что это чудо, ты взглянул на чудо потухшим, омертвелым взором, потребовал от него логических, непоэтических доказательств... Фет сказал: "В нашем деле истинная чепуха и есть истинная поэзия". Это он утверждал: "художественное произведение, в к-м есть смысл, для меня не существует" [и] "Поэзия есть ложь... и поэт, к-й с первого же слова не начинает лгать без оглядки, никуда не годится"... эмоциональная истина этой "лжи" - в ее гармонической правде (Б. Бухштаб).
177-178:
Принцип случайности... не просто лег в основу нескольких стихотворений, а создал поэтическую систему, ее интонацию, синтаксис, ритмику, рифму, особый метафорический строй. за всем стоит захлебыващаяся от счастья и слез интонация, стихи действительно слагаются "навзрыд". Ими движет восторг перед жизнью и миром, неслыханный эмоциональный напор...
186:
Строка Пастернака наклонена вправо, к рифме, все бежит и скатывается к ней. Рифма берет на себя основную нагрузку в стремлении к обновлению стиха, именно она ведет поэта, диктуя и перестраивая поэтический смысл, метафорический ряд, образную систему. Другое дело ... поэтика Мандельштама. У его строки - ровное натяжение ... не [рифма] приводит в действие тончайший механизм его стиха...В.А. Жуковский (1983)
198: Ж-й - это наша "обратная перспектива", наш немецкий и английский романтизм, наша античность, наш Гете, Шиллер, Уланд, байрон, Саути, Вальтер Скотт, наш Гомер. Благодаря Жуковскому русская поэзия за десять-двадцать лет впитала опыт западной поэзии, прошла "ускоренные курсы" и выбилась в первый ряд... За двадцать лет мы получили то, на что должно было бы уйти лет двести...Душа искусства (1985)
205, 206: [лирика] это особое, горячее внимание к человеку, к любому предмету, любой вещи на земле... это особое отношение к миру, его явлениям, взгляд на вещи и людей, окрашенный в личные, сердечные тона... Это субъективный, индивидуальный взгляд, имеющий общее значение...
Лирика играет на повышение всех ценностей... Справочник щедрот, каталог привязанностей, картотека счастья!
208, 209:
Лирика - самая живая, непосредственная человеческая речь, с блестящими глазами, прямым обращением к неведомому собеседнику... хочется сказать о вечно настоящем времени лирической поэзии. Она останавливает мгновение... И это мгновение живет в веках, так и не отодвигаясь в прошлое...
... Лирическая поэзия живет сегодняшним днем, принадлежащим вечности.
"Попробуйте меня от века оторвать..." (о Мандельштаме) (1975, 1987)
222: ... каждое следующее поколение - возмездие предыдущему за его пренебрежение к с воим предшественникам: внуки мсят отцам за дедов...
224-225: ... как бы ни был оригинален поэт, на нем всегда лежит характерная печать времени. Так же как отличаются лица одного десятилетия от лиц следующего какой-то особой складкой, так и стихи одного десятилетия отличаются от стихов другого...
237: Не может поэт с его натянутыми, издерганными нервами, не может вообще человек долго противостоять государству...
243: Человеку, погруженному в определенное историческое время, приходится жить по законам этого времени и дышать тем воздухом, который дан всем: другого нет. И питаться теми впечатлениями, которые есть: других нет...
251: (об изменении понятия гражданственности со сменой эпох)Гадание (1986)
Лучшие права (о Пушкине) (1986)
273-274: Что может быть нелепей противопоставления самобытности и естественности человеческих проявлений культурным ассоциациям? Недобросовестные критики и слабые поэты, проклинающие культурно-истоические пласты в человеческом сознании, ратуюющие за первобытную естественность и непосредственность, не понимают, как укоренен человек в истории... Выдернуть, изъять эти культурные нити из нашей души - значит уничтожить, разорвать ее ткань. Сознательная и неосознанная перекличка с другим поэтом, цитирование чужого текста - это ли не доказательство нашей погруженности в общую культурно-историческую стихию, вне которой и с жизнью и с творчеством было бы навсегда покончено!Июль 1836 (1984)
Путешествие (1968)Выпрямительный вздох (1986)
Неиссякаемый сюжет поэзии (оп. ВЛ, 1986. № 7)
"В любительском стихотворение огрехи страшней, чем грехи..." (1984)
Стихотворная мысль (1987)
"Мне-то есть теперь что вспомнить, есть о чем поговорить..." (1986)
"Дневник по типу романа" (1989)
"Всесильный бог деталей" (1987)
У Ахматовой (1987)
О Бродском (1987)
Музыка во льду ( о Кузмине) (1988)
"Лучше мы Гамлета, Цезаря, Лира..." (1988)
Аполлон в снегу (19750
"Грубый запах садовой крапивы..." (1986)
"На череп Моцарта, с газетной полосы..." (1986)Поэтическое восприятие мира (1989)
436: ... о синтаксической и пунктуационной изощренности Цветаевой. Пунктуацией она в своих стихах (и прозе!) пользуется с той же дотошностью, с какой композитор - музыкальыми терминами, сопровождающими нотную запись...Заметки на полях (1989)
440: ... я думаю, телефон повлиял на психологию не меньше, чем в прошлом - какая-н. философская или религиозная доктрина...
462: ... в поэзии и в самом деле происходит бесконечное перекрестное опыление, она и в самом деле напоминает цветущий сад. Ни один поэт неживет под марлевым колпачком.
"Поэзия - явление иной..." (1979)
"Эти вечные счеты, расчеты, долги..." (1970)
"В полуплаще, одна из аонид..." (1983)
"Сколько бабочек-траурниц здесь, на дороге лесной!.." (1985)
"В стихах сверкает смысл, как будто перестрелка..." (1986)
"Я, как помытчик при тишайшем..." (1988)
Противостояние (1989)
502: Когда мы говорим о современной поэзии, речь идет не столко о лирическом герое, сколько о лиричесокм сознании. ... это интеллигент ХХ века.См.: Д. Самойлов. Книга о русской рифме. М., 1982.
@темы:
книги,
поэзия,
цитаты,
литература,
lecta