ахнула и акосела... (с)
Из: Я. Гордин. Меж свободой и рабством. 19 января - 25 февраля 1730 года. СПб., 1994.
... Деспотическая логика всегда основана на тотальном отрицании собственной вины за возникновение конфликта и на поисках второстепенных, нефундаментальных его причин. При этом глубинные обстоятельства полубессознательно отметаются и подменяются тем, что лежит на самой поверхности. Именно в силу элементарной очевидности этих видимых обстоятельств они и укореняются в народном мнении и общественной памяти. (14)
... народное представление о церкви как о хранительнице высших по сравнению с государственными ценностей, как о возможной заступнице, как о власти не от мира сего - эти представления сами по себе были чрезвычайно важны для народного мироощущения. Лишая народ этих иллюзий, Петр наносил тяжкий урон именно народному духу, ориентированному в конечном счете на идею свободы и высшей справедливости. Отныне Божий суд официально объявлялся незаконным. Бытие упрощалось и огрублялось до черствого государственного быта. (16-17)
Попирание человеческого достоинства и месть - одн из сильнейших двигателей исторических переворотов... Ничто так не стимулирует ненависть, как некомпенсированное чувство унижения... (33)
Одна из могучих движущих сил русской истории - обида. (357)
читать дальше
Еще был прекрасный пассаж из Степуна, описание Ленина.)
... Деспотическая логика всегда основана на тотальном отрицании собственной вины за возникновение конфликта и на поисках второстепенных, нефундаментальных его причин. При этом глубинные обстоятельства полубессознательно отметаются и подменяются тем, что лежит на самой поверхности. Именно в силу элементарной очевидности этих видимых обстоятельств они и укореняются в народном мнении и общественной памяти. (14)
... народное представление о церкви как о хранительнице высших по сравнению с государственными ценностей, как о возможной заступнице, как о власти не от мира сего - эти представления сами по себе были чрезвычайно важны для народного мироощущения. Лишая народ этих иллюзий, Петр наносил тяжкий урон именно народному духу, ориентированному в конечном счете на идею свободы и высшей справедливости. Отныне Божий суд официально объявлялся незаконным. Бытие упрощалось и огрублялось до черствого государственного быта. (16-17)
Попирание человеческого достоинства и месть - одн из сильнейших двигателей исторических переворотов... Ничто так не стимулирует ненависть, как некомпенсированное чувство унижения... (33)
Одна из могучих движущих сил русской истории - обида. (357)
читать дальше
Еще был прекрасный пассаж из Степуна, описание Ленина.)