Приятные ощущения легкого сотрясения в голове от стиля, обилия одинаковых и равно малознакомых имен и прочих сведений. Как, впрочем, и от трогательной уверенности автора в своем герое. Возможно, кое-где немного недоказательной, но, как считали древние, истинная вера не нуждается разумных оправданиях и аргументации.
Чтобы не быть голословной..."Как всегда, в уме Ц. возникают два ряда доводов, одни за, другие против. Нерешительность? Бесхарактерность? Скорее, интеллектуальная честность, верность методу мышления, унаследованному от учителей" (449)Читала с карандашом, и вот что почерпнула:- желание почитать "Римскую историю" Диона Кассия (тот еще был, видно, историк...);
- интересную и богатую мысль, что овладеть всем богатством языка и научиться пользоваться им свободно позволяет лишь долгая практика в переводе на этот язык;
- наслаждение, читая о римских выборах. Вот, к примеру, стычка между Клодием и Милоном: последний не желал допустить негодяя Клодия (из хорошей семьи был, кстати) к месту эдила, и поэтому "всеми средствами старался не допустить созыва народного собрания... Каждый раз, когда назначался день комиций, Милон "всматривался в небо" и обнаруживал неблагоприятные знамения... Консул Метелл Непот, родственник Клодия, чтобы провести народное собрание, пробирался на Марсово поле задолго до рассвета, обходными путями, но, что бы он ни делал, когда бы ни появлялся на месте собрания, там неизменно оказывался Милон - он стоял, окруженный телохранителями и всматривался в небо!" (249-250) - потрясающе! Или же своевременное появление в Риме солдат Цезаря, - именно до этого времени откладывались комиции под разными предлогами, будь то раскаты грома или еще что. О таких мелочах, как элементарный подкуп и запугивание, я вообще молчу;
читать дальше- сведения о том, что Брут, убийца Цезаря, в ответ на обращенные к нему слова умирающего "И ты, Брут..." откликнулся - "Цицерон!" (424) - не знала, говорит о многом. Кстати, об участии Ц. в цезареубийстве говорит и следующий момент: Ц. поддерживал Брута, от него по Риму пошли гулять разговоры, что у того в роду два тираноубийцы, а незадолго до Мартовских Ид он пошутил, что пускай лучше Цезарю покровительствует Квирин, а не Салюта, пекущаяся о долголетии;
- интересны размышления, основанные на стоицизме, о различии меж скорбью, состоянием души, которая преображает носителя, и горем, т.е. выражением лица и слезами. Сам Ц., горюя о дочери, стыдился слез, но ему казалось, что подавляя горе, он наносит умершей обиду...
- несколько столь интересных мест, которые процитирую:
Для римлян познание "не предполагало исключительно или даже преимущественно накопление знаний, а состояло в обнаружении образца для подражания. Познание было формой жизни, оно проникало в человека целиком и потому не могло исчерпываться лишь содержанием памяти." (96)
"... невозможно убедить никого и ни в чем с помощью одних только логических доказательств, людей связует не только разум, но также самые разнообразные чувства и ощущения." (106)
"О, сколь несчастен или, вернее, неразумен тот, о котором люди, его приветствующие, думают хуже, чем те, что приветствовать его не хотят." (Ц. "О славе")
"... тирания возникает тогда, когда плебс, уставший от всеобщего развала, начинает искать себе хозяина." (422)
"Древние установления должно соблюдать, ибо они основаны на мудрости, лежащей глубже, чем доводы разума..." (мысль Ц. из "О предвидении").